СВЯТО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ ХУТОР СТАНИЦЫ МАГНИТНОЙ www.mgnort.pravorg.ru |
Владиле́н Ива́нович Машко́вцев (26 сентября 1929 − 24 апреля 1997) — российский поэт, прозаик, фантаст, публицист, общественный деятель. Автор более чем полутора десятков художественных книг, изданных на Урале и в Москве, в том числе — историко-фантастических романов «Золотой цветок — одолень» и «Время красного дракона». Атаман казачьей станицы Магнитной, Почётный гражданин Магнитогорска, кавалер Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
Владилен Машковцев родился 26 сентября 1929 в г. Тюмени в семье народного судьи и учительницы. Детство будущего писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской (ныне Курганская область) — именно здесь десятилетием раньше жил и поэт Борис Ручьёв. Много лет спустя обоим этим поэтам довелось руководить литературной жизнью городаМагнитогорска.
В годы Великой Отечественной войны Машковцев учился в Курганской военной авиашколе. После войны он поступил в 1947— закончил ФЗО в г. Кургане. Приехав по направлению в Магнитогорск, работал лекальщиком-инструментальщиком ремонтно-механического завода треста«Магнитострой». Службу в армии в 1950—1953 В. Машковцев проходил на Дальнем Востоке. В 1953 после службы в армии он вернулся в Магнитогорск, где работал машинистом турбин на центральной электростанции Магнитогорского металлургического комбината.
Первые публикации Машковцева в магнитогорской прессе относятся к 1955 году. В 1960 году в Челябинском книжном издательстве вышла его первая книга стихов — «Молодость», а в 1965 он был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году Машковцев окончил Литературный институт имени Горького, куда был принят по рекомендации поэтов В. Фёдорова и Л. Татьяничевой.
Период 1970-х годов стал наиболее плодотворным для Машковцева-поэта: за это десятилетие из печати вышло 5 его поэтических сборников. Два из них — «Алые лебеди» и «Чудо в ковше» — стали известны не только в России, но и за океаном: ими пополнилась библиотека Гарвардского университета. В1975 и 1980 поэт был делегатом IV и V съездов Союза писателей РСФСР.
В 1980-е годы направляющей в творчестве В. Машковцева становится тема уральского казачества и его исторического наследия. В 1986 в своём цикле стихов «Казацкие гусли», основанном на глубоких исторических штудиях, а также изучении уральского фольклора, Машковцев изображает быт казаческого сословия и размышляет о его судьбе. При этом писатель принимает активное личное участие в возвращении к историческим корням: именно по его инициативе с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. Знаковым для Машковцева стал 1990 год: 17 марта Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом , и в том же месяце увидел свет его первый исторический роман «Золотой цветок — одолень», повествующий о жизни яицких казаковв начале XVII века. Заслуги писателя-атамана не остались незамеченными: 4 февраля 1995 Машковцев удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
С конца 1980-х годов Машковцев активно проявляет себя как публицист. В газетах Магнитогорска появляются его многочисленные антикоммунистические статьи, вызывающие бурные общественные дискуссии. В 1990 Машковцев подписал опубликованное 2 марта в «Литературной России» открытое «Письмо писателей, деятелей культуры и науки России» (известное также как «Письмо 74-х»), в котором заявляется о наступающей русофобии, а также «всевластии политических авантюристов, спешащих превратить Россию в колониальную страну, в царство новейшего тоталитаризма»
В 1996 году Машковцев вступил в Союз писателей России. В том же году решением Магнитогорского городского совета депутатов он был удостоен звания «Почётный гражданин Магнитогорска». 3 июня 1991 писатель завершил работу над своим вторым романом «Время красного дракона», повествующим о трагических судьбах уральцев в период сталинских репрессий 1930-х годов. Новая рукопись Машковцева получила высокую оценку таких мастеров русской прозы, как В. Распутин и П. Проскурин. Увы, увидеть своё детище в печати автору не довелось: Владилен Машковцев скончался в Магнитогорске 24 апреля 1997, трёх месяцев не дожив до выхода из печати своего последнего романа. Впрочем, это — не единственная книга Машковцева, ждавшая своего часа: одним из лучших подарков к 70-летию Магнитогорска в 1999 году стал выход из печати книги Машковцева «История Магнитки» — летописи уральского города и его металлургического комбината, а спустя десятилетие спустя смерти писателя увидели свет «Сказки казачьего Яика» — богато украшенная детскими рисунками книга уральских сказок, кропотливо собиравшихся им на протяжении долгих лет.
Из-под пера Владилена Машковцева вышло немало стихотворений, воспевающих рабочую Магнитку и героический труд металлурга. В своих стихах поэт нередко обращается к фольклорной теме, перекликаясь с творчеством П. Бажова — наиболее ярко это проявляется в цикле стихов «Казацкие гусли» и детской книге «Самоцветы», содержащей немало переложений уральских сказок и преданий. Труды Машковцева в области фольклористики подытожила изданная спустя 10 лет после его смерти книга «Сказки казачьего Яика». Произведения Машковцева публиковались в журналах «Урал», «Волга», «Уральский следопыт», «Огонек», «Молодая гвардия» и газетах «Известия», «Труд», «Комсомольская правда». Многие из его стихотворений стали песнями, положенными на музыку известными уральскими композиторами (в том числе — известным магнитогорским бардом Б. Браславским).
C 1971 по 1992 Машковцев возглавлял Магнитогорское бюро пропаганды художественной литературы и творчества молодых писателей. В бытность руководителем городского литературного объединения он дал путёвку в жизнь многим талантливым литераторам, в том числе — поэтам Римме Дышаленковой и Александру Павлову.
В последние годы жизни писатель увлёкся исторической темой, написав свои вершинные произведения — роман об яицком казачестве XVII века «Золотой цветок-одолень» и роман «Время красного дракона», повествующий о трагической судьбе магнитогорцев в годы сталинских репрессий. Наряду с живым описанием быта и исторических событий прошлого, обоим романам присущ захватывающий сюжет. При этом в «Красном драконе» Машковцев удачно проявил себя как фантаст и сатирик: трагикомические ситуации, возникающие в уральском соцгороде, в котором красному террору противостоит колдовство нечистой силы, являются удачным продолжением традиций, заложенных М. Булгаковым.