Авторизация

E-mail:
Пароль:
Новости
  • 22 Январь 2014
    24 января 2014 года, возле часовни Св. Троицы в казачьем посёлке станица Магнитная состоится молебен, в память убиенных казаков, погибших в результате осуществления геноцида со стороны Советской власти.
    13 Декабрь 2013
    13 декабря 2013 г. в школе №38 г. Магнитогорска состоялась встреча казака Свято-Алексеевского хутора, начальника Ученой Архивной Комиссии Верхнеуральского казачьего общества "Второй казачий военный отдел" хорунжего Артемьева Евгения Викторовича с учащимися казачьих кадетских классов. 
Объявления
  • 25 Декабрь 2013
    По благословению Епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Иннокентия в пос. Спасский Верхнеуральского района Челябинской обл. начинается строительство храма во имя Нерукотворного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. 
    01 Декабрь 2013
    На период Новогодних праздников сдается комфортабельное двухэтажное бунгало в жилом комплексе "Полесье" (пос. Зеленая Поляна, оз. Банное).
Поиск в православном интернете: 
Конструктор сайтов православных приходов
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ХУТОРСКОЙ САЙТ

Оренбургские казаки и православная Церковь

Судьбы Казачества и Православной Церкви неразрывно связаны на протяжении столетий. Глубокая вера всегда была основой казачьего бытия. Казаки во все времена осознавали себя оплотом Православия и воинами Христовыми, твердо стоящими за Дом Пресвятой Богородицы. В тяжелых условиях воинской службы только помощь Бога и Его святых давала силы и волю борьбе. Православная вера была основой уклада и традиций казачества, где сама жизнь понимается как служба Вере, Царю (за отсутствием царя земного Царю Небесному) и Отечеству.

Казак от рождения с молоком матери впитывал, что «положить живот за други своя» и «за Веру Православную», за Родину, которая иначе как «дом Пресвятой Богородицы» не называлась, более чем достойное дело, ибо зачем именовать себя казаком если не служить Богу и Отечеству, помня что власти меняются, а Вера, Отчизна и долг перед ними остается.

Весь уклад казачьей жизни пропитан молитвой. Предками завещано казакам молиться в минуты опасности и радости.

Одна из основополагающих казачьих традиций – присутствие священника на казачьем круге как свидетеля Божией милости к казачьим делам. Священник не только присутствует, благословляет начало круга, но и, по необходимости, может вмешаться в ход круга, а при недостойном поведении казаков, даже остановить его. Есть традиция приводить казаков к присяге в храме Божием, с целованием Креста и Святого Евангелия. Непременным условием жизни казачьей было и есть сооружение одного, а то и нескольких храмов и поклонных крестов в казачьих населенных пунктах.

Исторически так сложилось, что казачество в нашем регионе представлено Оренбургским казачьем войском.

 

Верхнеуральск. Никольский собор. Фото нач. XX в.

В жизни оренбургского казачества православная церковь играла важнейшую роль. По данным на 1902 г. православные (включая старообрядцев) составляли 92,6%. К православным относились русские, нагайбаки, мордва. Практически во всех станицах и поселках, были построены церкви, праздновались престольные праздники, которые устанавливались в честь святого покровителя. Общевойсковой праздник Оренбургского казачьего войска был установлен в день святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля (6 мая по н.ст.) и праздновался во всех станицах с огромным размахом. Святыней православных оренбургских казаков почиталась и почитается чудотворная икона Табынской Божьей матери. По преданию икону нашел «неверный башкир» на камне над родником. Он расколол ее пополам и бросил в источник. Но произошло чудо: половинки иконы в воде срослись. Когда же башкирин вытащил икону из воды, у Богоматери из оживших глаз потекли слезы, из трещины в дереве, как из раны, закапала кровь. Потрясенный башкир испугался и ослеп. Когда же он поведал людям о чуде и отнес икону в церковь, зрение к нему вернулось. Ежегодно с иконой Табынской Божьей матери проходил крестный ход по всем станицам Оренбургского войска. Последний крестный ход в ее честь состоялся в 1918 г. возле станицы Нежинской под Оренбургом. Конный разъезд красной разведки встретил процессию. Выстрелами в воздух разогнал молящихся, снял золотые и серебряные оклады с икон, а сами «доски» втоптал в грязь. Из станицы налетел казачий отряд, отбивший икону у красных. Казаки с великими почестями забрали себе икону, а потом как-то вдруг стали выигрывать сражения у красных. При эвакуации из Оренбурга казачьих частей в январе 1919 года икону, разумеется, вывезли. В дальнейшем икона была вывезена в Китай атаманом А.И. Дутовым, но сам атаман вскоре был убит, а икона пропала во время «культурной революции».

 

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери 1898 г. Реконструкция

При переходе оренбургского казачьего отряда через границу с Китаем произошло еще одно чудесное событие. О нем рассказал в книге «Последний приют Атамана Дутова» оренбургский историк Константин Артемьев. «Из Семиречья в Суйдун казаки шли через хребет Боро-Хоро. На высоте не хватало воздуха, мела метель. От сильного встречного ветра люди падали и не могли подняться. А главное, не было видно дороги. Казак Кузьма Фокин нёс Табынскую икону на себе. Было невыносимо тяжело. Но ещё тяжелее было осознание того, что если он не выдержит пути и замёрзнет, то ни его, ни икону больше никто не найдёт. А потому Кузьма принял решение спрятать реликвию. На одном из привалов, никому ничего не сказав, он укрыл Табынскую икону в пещерке, завалил её камнями и сверху уложил каменную метку в форме креста. А потом пошёл дальше со всеми вместе, но уже налегке. Наконец, на заснеженной поляне был объявлен привал. Казак, шедший впереди, отошел от своих товарищей в сторонку и на груде камней увидел крест, выложенный им в начале дня. Значит, отряд целый день плутали в незнакомой горной местности и вернулись обратно в то место, где он втихую спрятал свою икону! Отвалил казак камни, вынул Табынскую и пошёл с нею на руках впереди отряда. Сгущались сумерки. Но вдруг утихла метель и дорога пошла вниз. И, наконец, в ночной темноте увидели казаки огоньки освещённых окошек маленького селения. Огоньки, обещавшие кров, тепло, еду. Так и вышли они на равнину, неся на руках впереди отряда Табынскую икону Божьей матери».

Крестный ход со списком иконы Табынской иконой Божией Матери возродился по инициативе православных казаков .

19 мая 2010 года на это было получено благословение митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина и архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона. 4 июня 2010 года (девятая пятница по Пасхе) Большой крестный ход с образом Божией Матери «Табынская» вышел со Святых Ключей – места ее явления. За четыре месяца казаки прошли по территории Республики Башкортостан, Челябинской области, побывали на праздновании в честь святых Царственных Страсотерпцев в Екатеринбурге, на месте гибели последнего русского монарха, в Ганиной Яме. Все передвижения крестоходцев были совершены по благословению правящих архиереев соответствующих епархий, а также председателя Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, ныне епископа Ставропольского и Невиномысского, Кирилла (Покровского). На сегодняшний день крестный ход с Табынской иконой Божией Матери вышел за границы Российской Федерации и прошел по территории братских православных стран (Сербии, Черногории, Абхазии).

Также во время Гражданской войны оренбургские казаки отстаивали Православную веру в рядах Дружин Святого Креста. Которые представляли собой добровольческие формирования в составе армии адмирала А.В. Колчака. Формировались для целей защиты Православной веры и борьбы с большевиками в составе действующей армии. Организатором Дружин Святого Креста был генерал-лейтенант М. К. Дитерихс, провозгласивший Крестовый поход против большевизма. 18 сентября 1919 г. в Омске в Кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на воинов батальона Святого Креста. Перед началом молебна Высокопреосвященный Сильвестр (будущий священномученик Сильвестр (Ольшевский) архиепископ Омский и Павлодарский), произнес слово о значении Дружин Святого Креста и благословил дружинников списком с иконы Святителя Николая (список с иконы святителя на Никольских воротах московского Кремля). Затем было совершено освящение знамени и крестов для батальона, изготовленных братством Святителя Гермогена. Особую боевую славу в составе Дружин Святого Креста снискал отряд полковника Оренбургского Казачьего Войска Г.В. Енборисова.

Оренбургское казачество дало Русской Православной церкви несколько выдающихся духовных деятелей. До 1917 г. один из них получил значительную известность. Речь идет об оренбурском казачьем офицере, полковнике П.И. Плеханкове. Он служил в Войсковом штабе Оренбургского казачьего войска и в штабе казанского военного округа, в 1891г. был принят в число послушников Оптиной пустыни, а позднее стал игуменом и одним из почитаемых оптинских старцев под именем Варсонофий. Летом 1996 г. он был прославлен Русской Православной Церковью как преподобный старец. Также известен мученик Феодор Дмитриевич Захаров, казак поселка Углицкий Челябинского уезда. Готовится к канонизации архимандрит Василий (Варнава Георгиевич Калашников), который происходил из казачьей семьи станицы Переволоцкой Оренбургской губернии. Он был расстрелян в ночь на празднование Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля 1931 года, вместе со священномучеником Макарием Оренбургским (Квиткиным). В 1996 г. Русской Православной Церковью Заграницей был прославлен в лике святых ближайший сподвижник Атамана А.И. Дутова епископ Иона (в миру Владимир Покровский.

Проводы 9 и 10 ОКП на Русско-японскую войну. Верхнеуральск. 1904 г.

Оренбургские казаки живо интересовались и историей Православной Церкви нашего края. Одним из примеров этого служит деятельность Оренбургской Ученой Архивной Комиссии.

Возникшая в декабре 1887 г., она просуществовавшая три десятилетия, до 1918 г. Первым председателем комиссии стал известный краевед и общественный деятель П. Н. Распопов, а секретарем журналист И. И. Евфимовский-Мировицкий. Первые руководители ОУАК были людьми яркими, талантливыми. Павел Николаевич Распопов был известен как активный деятель Оренбургского губернского статистического комитета, организатор ряда статистико-экономических и демографических исследований на территории края, редактор неофициальной части газеты "Оренбургские губернские ведомости". Выпускник Петербургского университета, он вел преподавательскую деятельность, одно время был директором народных училищ Оренбургской губернии. В местных изданиях появлялись и его поэтические произведения. Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий, университетски образованный, являлся редактором-издателем первой частной газеты края "Оренбургский листок". Он неизменно оказывал помощь ОУАК в опубликовании ее научной продукции, печатал выпуски "Трудов" комиссии.

В состав архивной комиссии вошли преимущественно представители местной интеллигенции - преподаватели мужской гимназии К. А. Белавин, В. Я. Смирнов, женской гимназии М. В. Голубков, Г. С. Хрусталев, татарской учительской школы Г. X. Еникеев, М. М. Данилов, Ш. Ш. Шагиахметов, духовной семинарии А. В. Васильев, П. И. Чижов, И. Ф. Горский, X. Д. Дроботов, законоучители гражданской гимназии М. Я. Божуков, женской прогимназии А. К. Шильнов, юнкерского училища П. С. Словохотов, а также военные и чиновники. В дальнейшем численность состава комиссии значительно увеличилась за счет притока новых сил. В 1917 г. в ОУАК было 138 действительных и 13 почетных членов. Среди них имена многих знаменитостей: историки В. О. Ключевский, Н. Ф. Дубровин, В. В. Бартольд, И. Е. Забелин, писатель-демократ Ф. Д. Нефедов и др. Деятельность ученой архивной комиссии отличалась многоплановостью и комплексным характером. Начав с разборки и составления описей богатейшего архива Оренбургского генерал-губернаторства, упраздненного в 1881 г., деятели комиссии неизбежно и скоро перешли к научно-исследовательской работе по истории, этнографии, археологии. Немало внимания уделялось охране памятников старины и воссозданию краеведческого музея.

Казаки 1, 3 и 5 казачьих полков ОКВ. Первая мировая война.

На регулярно проводимых заседаниях архивной комиссии заслушивались и обсуждались рефераты и доклады, подготовленные на основе архивных поисков и находок. Члены комиссии публиковали свои работы на страницах местных газет, в трудах Географического общества. С 1896 г. стали издаваться "Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. В VII и X выпусках увидела свет крупная монография члена комиссии, преподавателя Оренбургского духовного училища Н. М. Чернавского "Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем". Всего комиссией было издано 35 выпусков своих трудов.

В настоящее время группой казаков-энтузиастов начата работа по возрождению деятельности Ученой архивной комиссии.

После октябрьской революции 1917 г. в истории оренбургского казачества, как и в жизни Православной Церкви в России, начался период трагических испытаний. В ходе гражданской войны и первых десятилетий советской власти, репрессиями и голодом оренбургское казачество было фактически уничтожено. В годы богоборческих гонений на Русскую Церковь оренбургское казачество активно сопротивлялось закрытию и разрушению православных храмов на территории нашего края. Не смотря на гонения и расказачивание 20-х – 30-х годов XX в. Во время Великой Отечественной Войны из казаков-оренбуржцев была сформирована и героически сражалась 11-я (позднее 8-я гвардейская ордена Ленина) кавалерийская казачья дивизия.

С начала 90-х г.г. прошлого века началось возрождение оренбургского казачества. Причем этот процесс начался в 1989 г. с возрождения станицы Магнитная во главе с ее первым Атаманом знаменитым поэтом и прозаиком В.И. Машковцевым.

Сегодня в рядах Оренбургского войскового казачьего общества на территориях Курганской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей насчитывается почти 29 тысяч казаков. Уже в принципе исходя из этой цифры считать, что современное казачество кучка «ряженных», не наигравшихся в «войнушку», не приходиться. Ибо эти люди реально возрождают наследие наших предков не просто в виде фольклорных посиделок, а переносят его на все аспекты своего повседневного бытия.

«Камнем преткновения» современного возрождающегося из небытия казачества является раскол на реестровое и общественное. Реестровое казачество появилось в соответствии с Президентским указом «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» , в попытке наконец то узаконить стихийное возрождение, выстроить вертикаль власти, дать государственную службу казачеству. представители казачества считающие, что не в каких регламентирующих актах не нуждаются продолжают свое существование в рамках казачьих общественных обьединений, старейщему из которых, «Союзу казаков России» уже более 20 лет.

Для казаков данный раскол настоящая трагедия, ибо он приводит к конфликтам в казачьей среде, когда каждая сторона считает себя правой. Представители казачьих общественных организаций, так называемые «общественники», считают себя родоначальниками возрождающегося казачьего движения, упрекают реестровых в том, что они, полностью проигнорировав «принцип вольности казачьей» ушли под власть государственных чиновников. Реестровые казаки обвиняют «общественников» в самочинии и псевдоказачьем шовинизме.

Так что на современном этапе мы наблюдаем удивительные вещи происходящие в жизни возрождающегося казачества. Казаки наконец то признаны государственной властью и церковными иерархами, что выразилось в словах Святейшего Патриарха Кирилла: «…это (реестр – прим. авт.) выведет казаков из-под критики тех, кто называет их «ряжеными», порядок в форме — это порядок в умах. Очевидно, что не все казачьи организации смогут встать на государственную службу. Останется определённое количество общественных казачьих организаций. Могут появиться люди, которые захотят продолжить ссоры и конфликты. В этом случае мы будем применять к ним канонические санкции прещения (временное отлучение от причастия, покаяние и крайняя мера — предание анафеме – прим. авт.)».

Атаман ОВКО казачий генерал Романов В.И.

На сегодняшний момент Оренбургское казачье войско представлено в государственном реестре Войсковых казачьих обществ Оренбургским войсковым казачьим обществом (ОВКО) с вновь избранным утвержденным Президентом Атаманом, казачьим генералом Романовым Владимиром Ивановичем во главе, и в виде небольшого количества малочисленных, разрозненных казачьих общественных организаций под управлением «самостийных» атаманов. На территории нашей Епархии ОВКО представлено Верхнеуральским отдельским казачьим обществом, географически совпадающем с территорией Епархии, во главе с Отдельским Атаманом, Товарищем Атамана ОВКО, казачьим полковником Александром Петровичем Егоровым.

Атаман II отдела ОВКО казачий полковник Егоров А.П.

В заключении нашей статьи хочется привести слова священника Андрея Гупало, высказанные им в рамках доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Казачество: проблемы исторической памяти и культурной идентичности", проходившей в МаГУ 18-19 апреля 2013 г., о том, что «казачество достигло своего расцвета только благодаря благотворному влиянию Православной Церкви. Поэтому и сегодня возрождение казачества должно совершаться в тесном сотрудничестве с Церковью. В противном случае казачество рискует превратиться в фольклорно-исторический клуб или же партию шовинистического толка».

Материал подготовили: Артемьев Евгений Викторович

                                          Бабаев Игорь Михайлович


Назад к списку